Методические разъяснения по оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ
1. Методические разъяснения носят рекомендательный характер, предназначены для подготовки отчетов об оценке бизнеса (акций, долей участия) в целях предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правительственная комиссия) и обобщают практику подготовки соответствующих отчетов об оценке. Методические разъяснения развивают положения МРз–2/23 от 06.03.2023 и МРз-2/23(2) от 27.03.2023 по результатам их практической апробации.
2. Указами Президента РФ установлен особый порядок совершения сделок с пакетами акций и долями участия в российских компаниях, владельцами которых являются(лись) лица, связанные с недружественными странами (далее – Сделки). Проведение Сделок требует разрешения Правительственной комиссии, которое принимается в т.ч. с учетом анализа отчета об оценке соответствующего бизнеса вместе с положительным заключением саморегулируемой организации оценщиков по результатам его экспертизы .
3. Компоненты Задания на оценку (п. 3 ФСО IV ):
- Объект оценки – акции1 (доля участия), принадлежащие конкретному лицу (акционеру / учредителю, который собирается их продать и выйти из бизнеса по результатам Сделки).
- Вид стоимости – рыночная2.
- Предпосылки стоимости – стандартные рыночные (п. 14 ФСО II)3
- Дата оценки – рекомендуется установить так, чтобы по состоянию на эту дату уже была доступна информация о намерении совершить Сделку. Это позволит избежать нарушения требований п. 12 ФСО III (ограничение на использование информации, которая стала доступна после даты оценки).
- Цель оценки - «Предоставление отчета об оценке в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации для согласования сделки в соответствии с требованиями».
- Допущения и ограничения – могут включать описание существенных условий предполагаемой сделки 4,5, использования отдельных материалов в процессе оценки .
4. Рыночная стоимость устанавливается с учетом планов и перспектив развития бизнеса, которые определяются (п. 6, 7 ФСО 8):
- Характеристиками имущественного комплекса, финансовым состоянием бизнеса и параметрами его деятельности;
- Отраслевой и макроэкономической конъюнктурой (в частности, анализу подлежит влияние санкций и ответных мер РФ);
- Последствиями Сделки, которые имеют отношение к гипотетическому (типичному рыночному) покупателю(п. 14 ФСО II), т.е. фактом выхода акционера(ов) / учредителя(ей) по результатам Сделки (далее данная составляющая планов и перспектив развития – Последствия Сделки). Учет данного компонента имеет специфику и рассмотрен далее.
5. Экономические Последствия Сделки:
- Зависят от оцениваемого количества акций (размера доли), характеристик имущественного комплекса и деятельности конкретного бизнеса
- Распространенные примеры Последствий Сделки:
- изменение контрагентов бизнеса (покупателей, поставщиков, кредиторов);
- изменение структуры и условий финансирования;
- появление обязательств, необходимых для продолжения деятельности (расторжение договоров с выплатой соответствующей неустойки, увольнение части сотрудников с выплатой выходного пособия и т.д.);
- появление избыточных или непрофильных активов;
- изменение размера денежных потоков, их распределения во времени и связанных с ними рисков, в т.ч. в связи с существенными условиями Сделки;
- изменение условий доступа к ключевому сырью, материалам, объектам интеллектуальной собственности (цена, сроки и т.д.);
- появление оснований для прогноза плановой ликвидации бизнеса.
- Сделка может не приводить к существенным для бизнеса последствиям.
6. Доходный подход к оценке:
- Последствия Сделки могут влиять на величину денежных потоков, рисков деятельности, а также размер итоговых корректировок (например, стоимость избыточных и непрофильных активов ). При этом следует избегать двойного учета факторов стоимости (п. 23 ФСО V).
-
Риски будущей деятельности могут отличаться от среднерыночных и ретроспективных. Риски могут как повышаться, так и снижаться, например в связи с ответными мерами РФ на санкции (поддержка отечественных производителей, импортозамещение, обеспечение технологического и иного суверенитета и т.д.).
Последствия Сделки могут быть учтены в величине ставки дисконтирования за счет: премии за специфический риск, премии за размер, изменения структуры капитала, изменения стоимости заемного капитала.
- Может иметь место существенное различие прогнозных и ретроспективных показателей деятельности в связи с существенным изменением условий функционирования бизнеса из-за Последствий Сделки – снижается достоверность методов оценки, основанных на экстраполяции ретроспективных результатов.
- Планы и перспективы развития бизнеса формируются с учетом ключевых показателях эффективности для новых акционеров (собственников) ( при наличии на дату составления отчета об оценке).
7. Затратный подход к оценке:
- Последствия Сделки могут отражаться на:
- рыночной стоимости нематериальных активов;
- обесценении части активов, экономическая полезность которых снизилась из-за Последствий Сделки (незавершенное строительство, расходы будущих периодов, отложенные налоговые активы и т.д.);
- рыночной стоимости займов и кредитов.
- Существенным по стоимости активом может являться персонал, поскольку продолжение отдельных видов деятельности требует сотрудников такой квалификации и количества, получение которых в разумные сроки затруднено7. Стоимость данного актива может быть определена по рыночным затратам на поиск и обучение8 сотрудников.
- Применение подхода носит ограниченный характер (п. 11 ФСО 8). Может применяться, когда Последствия Сделки характеризуются высокой неопределенностью и денежные потоки бизнеса не могут быть определены9.
- При наличии предпосылки ликвидации бизнеса после совершения Сделки – оценка осуществляется по методу плановой ликвидации
8. Сравнительный подход – как правило, не применяется, в связи с отсутствием необходимой информации, а также невозможностью учесть Последствия сделки.
9. Учет скидок и премий:
- рыночная стоимость определяется с учетом рыночного уровня скидки на недостаток контроля (премии за контроль), скидки на низкую ликвидность.
- В общем виде, отсутствуют основания для невнесения скидок на неконтрольный характер для миноритарных пакетов акций (долей участия), поскольку:
- сделка осуществляется по инициативе продавца;
- сделка не является обязательным выкупом акций – не применимы положения ст. 87 Закона об АО;
- определению подлежит рыночная, а не действительная стоимость – не применимы положения ст. 23, 26 Закона об ООО.
- Размер скидки на неконтрольный характер (премии на контроль) следует определять с учетом фактических обстоятельств / намерений совершения Сделки 10.
10. Установление Последствий Сделки может требовать проведения анализа, не относящегося к процессу оценки 11 (п. 2 ФСО III). Результаты соответствующего анализа могут быть предоставлены Оценщику Заказчиком или отраслевыми специалистами (п. 11 ФСО III). Использование данных материалов и связанные с этим допущения, ограничения рекомендуется закрепить в Задании на оценку (п.п. 6 п. 3 ФСО IV). При этом Оценщик проверяет достоверность соответствующих данных, используя доступные ему способы
11. Правительственная комиссия выдает разрешение на совершение Сделки по результатам анализа ее экономических последствий. В отчете об оценке следует привести детализированное описание бизнеса, акции / доли участия которого оцениваются, с акцентом на: характеристику имущественного комплекса, инвестиционных программ и капитальных вложений, особенности формирования денежных потоков.
Источник информации:
- Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами».
- Указ Президента РФ от 15.10.2022 № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)».
- Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг».
- Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.
- Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 22.12.2022 № 118/1.
- Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 02.03.2023 № 143/4.
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
- Федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
- Федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
- Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса (ФСО №8)», утвержденный приказом
О компании
Городская Оценочная Компания предоставляет услуги по оценке имущества с 2005 года и уже успела зарекомендовать себя как надежный и компетентный профессионал в области независимой оценки собственности. Оценщики нашей компании имеют большой опыт и высокий профессиональный уровень в оценке недвижимости, движимого имущества, ценных бумаг предприятий, бизнеса, инвестиционных проектов и интеллектуальной собственности.
Наши Заказчики – это наши партнеры и друзья, поэтому для нас важно не только подготовить отчет об оценке, но и оказать максимальное внимание и поддержку в решении конечной задачи.
Связаться с Оценщиком
Городская Оценочная компания предлагает комплексный пакет услуг по составлению отчета об оценке рыночной стоимости бизнеса (компании) и организации положительного экспертного заключения на данный отчет, для предоставления в Правительственную комиссию Минфина по контролю за иностранными инвестициями.
Оценка бизнеса для определения рыночной стоимости, проводится нашими оценщиками в максимально короткие сроки. Сделать заказ, либо получить консультацию можно по телефону:☎ +7(495) 105-95-30 с 08.00 до 22.00 ежедневно.
Также можно сделать заказ, отправив нам письмо на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (необходимо указать свои контактный телефон, имя, указать какой объект вы желаете оценить).
Свидетельства, рекомендации, аттестаты и полисы:
Мы работаем ежедневно: с 8.00 до 22.00
Наш адрес: г. Москва, ул. Давыдковская, дом 3
ст. метро "Славянский бульвар"
Тел.:+7(495) 105-95-30
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сноски
- если сутью Сделки является продажа пакета акций, отличного от 100%, то формирование объекта оценки как «1 акция в составе 100% пакета» – является ошибочным, вводит в заблуждение пользователей отчета об оценке.
- отсутствуют основания для установления действительной стоимости, поскольку: а) в [5, 6] прямо указано, что Правительственная комиссия рассматривает отчеты об оценке рыночной стоимости, б) положения ст. 23 Закона об ООО, не распространяются на сделки, требующие разрешения Правительственной комиссии.
- положение п.п. 2) п. 1 Выписки из протокола Правительственной комиссии и п. 1 Выписки из протокола Правительственной комиссии являются управленческим решением и не относится к факторам стоимости, подлежащим учету в отчете об оценке.
- как правило, регулируются договором купли-продажи за пределами процесса оценки.
- например, возможность возобновления деятельности продавцом за счет обратного выкупа (buy back), осуществление Сделки совместно с иными сделками) и т.д.
- имеют отношение к любому гипотетическому покупателю (в отличие от инвестиционной стоимости, при оценке которой учету подлежат последствия для конкретного покупателя – п. 16 ФСО II).
- ключевой технический персонал в компаниях со сложными технологическими процессами; виды деятельности, требующие значительного интеллектуального, творческого труда, специальных познаний и т.д.
- имеется в виду обучение специфике деятельности конкретного бизнеса.
- выход участника сопровождается потерей сырьевой / клиентской базы или расторжением договоров на использование нематериальных активов и т.д.
- например, может совершаться совместно с иными сделками, по результатам которых покупателю переходит полный контроль над соответствующим предприятием.
- например, установление возможности использования иного сырья на конкретном оборудовании может требовать проведения технического аудита.