Специфика оспаривания кадастровой стоимости в 2017 году

С 1 января 2017 года установление и оспаривание кадастровой оценки регламентируется как действующими положениями о процедуре оспаривания кадастровой стоимости, так и новым законодательством.

Одним из основных пунктов из изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости является отмена обязательного досудебного урегулирования споров для юридических лиц в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В новом законе № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным как для физических, так и для юридических лиц.

Также изменился перечень документов для обращения в комиссию, он стал меньше. Новый закон устанавливает только три обязательных документа, без которых заявление не будет принято к рассмотрению, а именно:

  • 1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • 2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • 3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Следует отметить, что данные нововведения будут применяться только в отношении той государственной кадастровой оценки, которая будет проводиться после 1 января 2017 года.

В новом федеральном законе № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлен переходный период для его применения – до 1 января 2020 года.

На данный момент при оспаривании ныне действующей кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо по-прежнему руководствоваться требованиями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принимается к рассмотрению без приложения следующих документов:

  • 1)выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • 2)нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • 3)документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • 4)отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

А юридическим лицам, кроме того, необходимо соблюдать досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Вывод:

Кадастровая стоимость объектов недвижимости в городе Москве определялась до января 2017 года, оценочной компанией (не бюджетной организацией) оспаривание кадастровой стоимости проводится согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Следовательно, оспаривание кадастровой стоимости согласно новому федеральному закону № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» будет проводиться только после того, как кадастровую стоимость объектов недвижимости в городе Москве определят бюджетные организации (предположительно, созданные для этих целей ГУП).

В силу того, что кадастровую стоимость объектов недвижимости в городе Москве рассчитывали на 01.01.2016 года, повторная кадастровая стоимость будет определяться не ранее чем в 2018 года для определения базы для расчета налога на имущество, арендного платежа/налога на землю с 01.01.2019 года.