Приложение № 3

к приказу Минэкономразвития России

от 14 апреля 2022 г. № 200

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ «ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ (ФСО III

I. Основные этапы процесса оценки

1. Процесс оценки включает следующие действия:

  1. согласование задания на оценку заказчиком оценки и оценщиком или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор, путем подписания такого задания в составе договора на оценку объекта оценки (далее - договор на оценку) или в иной письменной форме в случае проведения оценки на основаниях, отличающихся от договора на оценку, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2021, N 27, ст. 5179) (далее - Федеральный закон);
  2. сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;
  3. применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;
  4. согласование промежуточных результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке (в случае необходимости), и определение итоговой стоимости объекта оценки;
  5. составление отчета об оценке объекта оценки (далее - отчет об оценке).

2. Процесс оценки не включает финансовую, юридическую, налоговую проверку и (или) экологический, технический и иные виды аудита.

3. В процессе оценки необходимо соблюдать требования Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также следовать положениям методических рекомендаций по оценке, одобренных советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

II. Допущения оценки в отношении объекта оценки и условий предполагаемой сделки или использования объекта оценки

4. В процессе оценки для определения стоимости может требоваться установление допущений в отношении объекта оценки и (или) условий предполагаемой сделки или использования объекта оценки. Эти допущения могут быть приняты на любом этапе процесса оценки до составления отчета об оценке.

5. Допущения, указанные в пункте 4 настоящего федерального стандарта оценки, подразделяются на две категории:

  • допущения, которые не противоречат фактам на дату оценки или в отношении которых отсутствуют основания считать обратное;
  • допущения, которые не соответствуют фактам на дату оценки, но отражают возможные изменения существующих на дату оценки фактов, вероятность наступления которых предполагается из имеющейся у оценщика информации (специальные допущения).

Специальное допущение должно быть реализуемо с учетом применяемых предпосылок стоимости и цели оценки и соответствовать им. Если оценщик использовал специальное допущение, то данный факт должен быть отражен в формулировке объекта оценки.

6. Допущения могут оказывать существенное влияние на результат оценки. Они должны соответствовать цели оценки. Допущения в отношении объекта оценки и (или) условий предполагаемой сделки или использования объекта оценки не должны противоречить законодательству Российской Федерации и должны быть согласованы заказчиком и оценщиком и раскрыты в отчете об оценке.

III. Ограничения оценки

7. В процессе оценки могут быть выявлены ограничения в отношении источников информации и объема исследования, например, в связи с невозможностью проведения осмотра объекта оценки. Ограничения могут оказывать существенное влияние на результат оценки.

8. Ограничения, а также связанные с ними допущения должны быть согласованы оценщиком и заказчиком и раскрыты в отчете об оценке.

9. Оценка не может проводиться, если с учетом ограничений оценки оценщик не может сформировать достаточные исходные данные и допущения в соответствии с целью оценки или если объем исследований недостаточен для получения достоверного результата оценки.

IV. Работа с информацией

10. В процессе оценки оценщик собирает информацию, достаточную для определения стоимости объекта оценки, принимая во внимание ее достоверность, надежность и существенность для цели оценки. Признание информации достоверной, надежной, существенной и достаточной требует профессионального суждения оценщика, сформированного на основании анализа такой информации. Информация может быть получена от заказчика оценки, правообладателя объекта оценки, экспертов рынка и отрасли, а также из других источников. При этом оценщик учитывает:

  1. допущения оценки;
  2. компетентность источника информации и независимость источника информации от объекта оценки и (или) от заказчика оценки.

11. Способы получения информации могут включать составление запросов к информированным источникам, получение исходных документов и материалов, осмотр объекта оценки, интервью, поиск рыночной информации из различных источников. Для выполнения оценки оценщик может привлекать организации и квалифицированных отраслевых специалистов, обладающих знаниями и навыками, не относящимися к компетенции оценщика.

12. В процессе оценки оценщик использует информацию, доступную участникам рынка на дату оценки. Информация, которая стала доступна после даты оценки, может быть использована только в следующих случаях:

  1. если такая информация отражает состояние рынка и объекта оценки на дату оценки, соответствует ожиданиям участников рынка на дату оценки (например, статистическая информация, финансовые результаты деятельности компании и другая информация, относящаяся к состоянию объекта оценки и (или) рынка в период до даты оценки или на дату оценки);
  2. если использование такой информации допускается в особом порядке в рамках соответствующих специальных стандартов оценки при определении стоимости отдельных видов объектов оценки.

13. Заказчик оценки, правообладатель объекта оценки или иное уполномоченное ими лицо должны подтвердить, что предоставленная ими информация соответствует известным им фактам. Объем данных, требующих такого подтверждения, и форма подтверждения определяются оценщиком с учетом особенности содержания информации, ее существенности, если особые требования не указаны в задании на оценку. Информация должна быть подтверждена одним из следующих способов:

  1. путем заверения заказчиком копий документов и материалов;
  2. путем подписания заказчиком письма-представления, содержащего существенную информацию и (или) перечень документов и материалов, с подтверждением того, что информация соответствует известным заказчику фактам, планы и прогнозы отражают ожидания заказчика.

Нас рекомендуют:

Связаться с Оценщиком

Подготовка отчета об оценке проводится Оценщиком в кратчайшие сроки.

Предлагаем получить первичную консультацию по телефону:
+7(495) 105-95-30

Организовать подготовку отчета можно удаленно, отправив нам заявку на e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

О компании

Городская оценочная компания более 19 лет оказывает услуги по оценке всех видов собственности для различных целей.
Оценщики компании – это Специалисты с большим опытом по подготовке Отчетов об оценке коммерческой недвижимости, оценке бизнеса и имущественных комплексов.
Дополнительная профессиональная ответственность Оценщика застрахована на сумму 100 млн. рублей.

Руководство и специалисты компании ответственно и внимательно подходят к выполнению поставленной Заказчиком задачи, предоставляя Услуги, мы всегда понимаем обозначенную конечную цель.
Наша команда окажет максимальную поддержку на каждом этапе, для достижения конечной цели.

Оценщики нашей компании являются членами саморегулируемой организации оценщиков, часть их избрана и включена в состав Экспертного совета Ассоциации "Русское общество оценщиков", которое было основано 05 марта 1993 года, и имеет 83 республиканских, краевых и областных региональных отделений по всей территории России.

Мы работаем с пн. по пт. с 09.00 до 19.00

Контакты

Телефон: ☎ +7(495) 105-95-30

Наш адрес: г. Москва, ул. Давыдковская, дом 3

ст. метро "Славянский бульвар"

Свидетельства, рекомендации, аттестаты и полисы:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
приказ №659 от 30 ноября 2022 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ «ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ (ФСО XI

I. Общие положения

1. Положения настоящего федерального стандарта оценки распространяются на проведение оценки отдельных объектов оценки, являющихся интеллектуальной собственностью (в том числе отнесенных к нематериальным активам), совокупности таких объектов, а также сложных объектов.

2. Положения настоящего федерального стандарта оценки могут быть использованы в рамках применения Федерального стандарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. № 3261.
При оценке в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации нематериальных активов, не указанных в пункте 1 настоящего федерального стандарта, применяются иные федеральные стандарты оценки (в зависимости от описания объекта оценки).

II. Объекты оценки

3. Для целей настоящего федерального стандарта оценки объектами оценки могут выступать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность), указанные в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации2, или права использования таких результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации, являющиеся объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, а также аналогичные права на совокупность таких объектов.

4. Для целей настоящего федерального стандарта оценки объектом оценки также может выступать исключительное право на сложный объект (в соответствии со статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации3), включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности или право использования таких объектов. Права (исключительное право и (или) право использования) на отдельные охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав сложного объекта, могут выступать в качестве самостоятельных объектов оценки.

III. Задание на оценку

5. Задание на оценку должно содержать следующую информацию, дополнительную к указанной в федеральном стандарте оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденном приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200:
1) данные об объекте оценки (идентификация объекта оценки в частности:

  • о составе объекта оценки, если оценивается сложный объект либо совокупность объектов;
  • о наличии не включенных в объект оценки объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС) в случае, если такие объекты являются неотъемлемой частью деятельности, связанной с производством и (или) реализацией продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемой с использованием объекта оценки;
  • о предоставленной правовой охране результатам интеллектуальной деятельности и (или) приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, включая объем, сроки, территорию правовой охраны, наличие ограничений (обременений) в отношении исключительных прав на интеллектуальную собственность;
  • об объеме прав на ОИС, права на который оцениваются;

2) информацию о правообладателе (правообладателях):

  • для юридического лица - полное и сокращенное фирменное наименование организации, а также ее основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • для физического лица (лиц) - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) правообладателя (правообладателей).

6. В задании на оценку могут быть указаны величины, которые необходимо определить помимо стоимости объекта оценки, в том числе:

  1. расчетная величина размера процентной ставки вознаграждения за предоставление права использования ОИС по лицензионному договору или договору коммерческой концессии;
  2. расчетная величина размера вознаграждения за право на получение патента на изобретение, патента на полезную модель или патента на промышленный образец, патента на селекционное достижение;
  3. расчетная величина размера вознаграждения работнику, являющемуся автором служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, служебной топологии интегральной микросхемы, служебного селекционного достижения;
  4. расчетная величина размера вознаграждения работнику, являющемуся автором служебного произведения (в том числе автором служебной программы для электронных вычислительных машин, изготовителем служебной базы данных);
  5. расчетная величина размера убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) за неправомерное использование или нарушение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

IV. Анализ информации

7. Для проведения оценки объекта оценки оценщик собирает информацию из различных источников и осуществляет идентификацию объекта оценки, включая:
1) права, экономические выгоды, связанные с ОИС, права на который оцениваются;
2) срок действия прав на интеллектуальную собственность;
3) лицензионные договоры или договоры об отчуждении исключительного права на интеллектуальную собственность (при их наличии);
4) другие факторы (при их наличии), имеющие непосредственное отношение к объекту оценки.

8. При оценке интеллектуальной собственности оценщик также осуществляет идентификацию других, не включенных в объект оценки, ОИС в случае, если такие объекты являются неотъемлемой частью деятельности, связанной с производством и (или) реализацией продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемой с использованием ОИС, права на который оцениваются (при наличии информации).

9. Оценщик должен проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на стоимость объекта оценки. Для определения стоимости объекта оценки в рамках анализа внешних факторов оценщик исследует макроэкономическую информацию, рынок объекта оценки и рынок продукции (товаров, работ, услуг), которая может быть произведена (выполнены, оказаны) с использованием ОИС, права на который оцениваются.
Анализ рынка должен включать в том числе:

  • анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится ОИС, права на который оцениваются;
  • анализ сделок (лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права) с ОИС, права на который оцениваются, либо с его аналогом (при наличии);
  • информацию о доле рынка выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг), производимой или реализуемой с использованием ОИС, права на который оцениваются, масштабах и тенденциях внутреннего и международного рынков (при наличии).

Анализ внутренних факторов должен включать (при наличии):

  • описание продукции (товаров, работ, услуг), которая выпускается с использованием ОИС, права на который оцениваются;
  • финансовые результаты деятельности с использованием ОИС, права на который оцениваются за репрезентативный период;
  • анализ ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), которая выпускается с использованием ОИС, права на который оцениваются;
  • прогнозы, бизнес-планы развития деятельности с использованием ОИС, права на который оцениваются.

10. В случае если деятельность, связанная с производство и (или) реализацией продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемая с использованием ОИС, права на который оцениваются, представляющего собой совокупность ОИС, не соответствует наиболее эффективному использованию ОИС, права на который оцениваются, или будет прекращена в связи с ее экономической нецелесообразностью, то такой ОИС, права на который оцениваются, необходимо рассматривать как набор самостоятельных ОИС, каждый из которых оценивается отдельно в соответствии с настоящим федеральным стандартом оценки. Наиболее эффективное использование отдельного ОИС может отличаться от его наиболее эффективного использования в составе совокупности ОИС.

11. Объем исследований определяется оценщиком самостоятельно на основании его профессионального суждения. Оценщик может привлекать организации и квалифицированных отраслевых специалистов, обладающих знаниями и навыками, не относящимися к компетенции оценщика.

12. Оценщику следует проанализировать собранную информацию и представить анализ информации в отчете об оценке в объеме, необходимом в соответствии с профессиональным суждением оценщика для установления стоимости объекта оценки с учетом цели оценки.

V. Подходы к оценке

13. При определении стоимости объекта оценки оценщик должен произвести поэтапный анализ и расчеты в соответствии с положениями федерального стандарта оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200 (далее - ФСО V).

14. Доходный подход предусматривает дисконтирование денежных потоков (будущих экономических выгод), генерируемых ОИС, права на который оцениваются, или капитализацию годового чистого дохода (выгоды, эффект), включая доходы от возможного возмездного предоставления другим лицам доступа к экономическим выгодам от использования ОИС, права на который оцениваются.

15. При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения:
1) оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемы из экономической выгоды, генерируемой ОИС, права на который оцениваются. В общем случае выгода может образовываться из экономий на издержках, освобождения от роялти, преимуществ в прибыли, фактических лицензионных платежей или других выгод;
2) период, в течение которого ОИС, права на который оцениваются способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора. Продолжительность срока полезного использования ОИС, права на который оцениваются, может быть сокращена исходя из экономической нецелесообразности дальнейшего его использования.

16. В рамках оценки ОИС, права на который оцениваются, дополнительно следует учитывать любые доступные для правообладателя такого объекта налоговые выгоды и преимущества (в том числе эффекты от амортизации).

17. Стоимость ОИС, права на который оцениваются и который создает прибыль в комплексе с другими активами, может оцениваться в составе всего комплекса на основе избыточной прибыли. Для этого вначале формируется денежный поток от всего комплекса; устанавливаются экономические ренты (выгоды), приходящиеся на сопутствующие (материальные, финансовые, отдельно идентифицированные нематериальные) активы комплекса, не входящие в ОИС, права на который оцениваются, из денежного потока от всего комплекса вычитаются те доли денежных потоков, которые относятся к сопутствующим активам. Результат представляет собой избыточную прибыль, относящуюся к ОИС, права на который оцениваются. Стоимость ОИС, права на который оцениваются, определяется как приведенная стоимость остаточного денежного потока (избыточной прибыли).

18. При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:
1) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность воссоздания ОИС, права на который оцениваются, путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;
2) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода, включают:

  • затраты на разработку ОИС, права на который оцениваются, или приобретение права на идентичный объект или на объект с аналогичными полезными свойствами;
  • любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик ОИС, права на который оцениваются, в том числе функционального и экономического устареваний ОИС, права на который оцениваются;
  • прибыль предпринимателя (разработчика ОИС, права на который оцениваются);

3) затраты на разработку ОИС, права на который оцениваются, могут включать расходы в том числе по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, прибыль предпринимателя (разработчика ОИС, права на который оцениваются);
4) в случае использования информации об исторических (первоначальных) затратах на создание ОИС, права на который оцениваются, необходимо привести их к дате оценки с помощью наиболее подходящего индекса;
5) затраты воспроизводства ОИС, права на который оцениваются, определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов - разработчиков (при наличии) ОИС, права на который оцениваются;
6) затраты замещения ОИС, права на который оцениваются, определяются на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том субъекте Российской Федерации и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные ОИС, права на который оцениваются.

19. При применении сравнительного подхода к оценке объекта оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации:

  • об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки информация доступна;
  • о влиянии ценообразующих факторов аналогов на их рыночную стоимость.

Определение влияния ценообразующих факторов аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов. В ряде случаев цены предложений аналогов могут быть обоснованно скорректированы.

Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, могут использоваться в том числе следующие элементы сравнения:

  • режим предоставленной правовой охраны, включая переданные права и сроки использования интеллектуальной собственности;
  • изменение цен на ОИС, права на который оцениваются, за период с даты совершения сделки с объектом-аналогом до даты проведения оценки;
  • отрасль, в которой были или будут использованы ОИС;
  • территория, на которую распространяется действие предоставляемых (оцениваемых) прав;
  • функциональные, технологические, экономические характеристики выбранных аналогов, соответствующие характеристикам ОИС, права на который оцениваются;
  • срок полезного использования, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды;
  • другие характеристики ОИС, права на который оцениваются, влияющие на стоимость (при наличии).

VI. Особенности оценки при залоге

20. При определении стоимости объекта оценки для целей залога оценщик следует требованиям к проведению оценки в соответствии с положениями федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. № 327

21. В отчете об оценке объекта оценки для целей залога оценщик в отдельном разделе должен отразить результаты анализа в том числе следующей информации об ОИС, права на который оцениваются:

  • наличие исключительных прав;
  • все обременения и обязательства, информация о которых имеется в свободном доступе и (или) представлена оценщику сторонами договора, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки;
  • способность ОИС, права на который оцениваются, самостоятельно или в составе других объектов приносить экономические выгоды в будущем. В случае если получение выгод предполагается в составе совокупности объектов, необходимо описание таких объектов и прав на них;
  • ликвидность ОИС, права на который оцениваются.

Ликвидность ОИС, права на который оцениваются, может быть подтверждена наличием сделок (в том числе по заключению лицензионных договоров) с ОИС, права на который оцениваются, или аналогичными объектами. Дополнительно для оценки объекта в целях залога может быть представлена информация о сделках с компаниями, для которых аналогичные объекты являются бизнесобразующими, и (или) ретроспективные данные в рамках деятельности с использованием ОИС, свидетельствующие о положительной динамике объемов продаж продукции (товаров, работ, услуг) при использовании ОИС, права на который оцениваются, и (или) о высокой вероятности коммерциализации ОИС, права на который оцениваются.

VII. Согласование результатов оценки

22. Согласование результатов оценки объекта оценки, полученных с использованием различных методов и подходов к оценке, осуществляется в соответствии с требованиями ФСО V.


Нас рекомендуют:

Связаться с Оценщиком

Подготовка отчета об оценке проводится Оценщиком в кратчайшие сроки.

Предлагаем получить первичную консультацию по телефону:
+7(495) 105-95-30

Организовать подготовку отчета можно удаленно, отправив нам заявку на e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

О компании

Городская оценочная компания более 19 лет оказывает услуги по оценке всех видов собственности для различных целей.
Оценщики компании – это Специалисты с большим опытом по подготовке Отчетов об оценке коммерческой недвижимости, оценке бизнеса и имущественных комплексов.
Дополнительная профессиональная ответственность Оценщика застрахована на сумму 100 млн. рублей.

Руководство и специалисты компании ответственно и внимательно подходят к выполнению поставленной Заказчиком задачи, предоставляя Услуги, мы всегда понимаем обозначенную конечную цель.
Наша команда окажет максимальную поддержку на каждом этапе, для достижения конечной цели.

Оценщики нашей компании являются членами саморегулируемой организации оценщиков, часть их избрана и включена в состав Экспертного совета Ассоциации "Русское общество оценщиков", которое было основано 05 марта 1993 года, и имеет 83 республиканских, краевых и областных региональных отделений по всей территории России.

Мы работаем с пн. по пт. с 09.00 до 19.00

Контакты

Телефон: ☎ +7(495) 105-95-30

Наш адрес: г. Москва, ул. Давыдковская, дом 3

ст. метро "Славянский бульвар"

Свидетельства, рекомендации, аттестаты и полисы:


Основные положения ФСО XI

1. Положения ФСО XI распространяются на проведение оценки отдельных объектов оценки, являющихся интеллектуальной собственностью (в том числе отнесенных к нематериальным активам), совокупности таких объектов, а также сложных объектов. НМА, не указанных в пункте 1 ФСО XI, применяются иные федеральные стандарты оценки (в зависимости от описания объекта оценки).

2. Для целей ФСО XI объектами оценки могут выступать исключительные права на РИД и (или) приравненные к ним СИ, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность), указанные в статье 1225 ГК РФ, или права использования таких РИД и (или) СИ, являющиеся объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, а также аналогичные права на совокупность таких объектов, а также исключительное право на сложный объект (в соответствии со статьей 1240 ГК РФ), включающий несколько охраняемых РИД или право использования таких объектов.

3. В задании на оценки могут быть указаны величины, которые необходимо определить помимо стоимости объекта оценки, в том числе: … расчетная величина размера убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) за неправомерное использование или нарушение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

4. В случае если деятельность, связанная с производством и (или) реализацией продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемая с использованием ОИС, права на который оцениваются, представляющего собой совокупность ОИС, не соответствует наиболее эффективному использованию ОИС, права на который оцениваются, или будет прекращена в связи с ее экономической нецелесообразностью, то такой ОИС, права на который оцениваются, необходимо рассматривать как набор самостоятельных ОИС, каждый из которых оценивается отдельно в соответствии с настоящим ФСО XI. Наиболее эффективное использование отдельного ОИС может отличаться от его наиболее эффективного использования в составе совокупности ОИС.

5. При определении стоимости объекта оценки оценщик должен произвести поэтапный анализ и расчеты в соответствии с положениями федерального стандарта оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200 (далее – ФСО V).

6. Доходный подход предусматривает дисконтирование денежных потоков (будущих экономических выгод), генерируемых ОИС, права на который оцениваются, или капитализацию годового чистого дохода (выгоды, эффект), включая доходы от возможного возмездного предоставления другим лицам доступа к экономическим выгодам от использования ОИС, права на который оцениваются. В рамках оценки ОИС, права на который оцениваются, дополнительно следует учитывать любые доступные для правообладателя такого объекта налоговые выгоды и преимущества (в том числе эффекты от амортизации).

7. Стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность воссоздания ОИС, права на который оцениваются, путем определения затрат на его воспроизводство или замещение.

8. При применении сравнительного подхода к оценки объекта оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации:

  • об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки информация доступна;
  • о влиянии ценообразующих факторов аналогов на их рыночную стоимость.

Определение влияния ценообразующих факторов аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов.

9. При определении стоимости объекта оценки для целей залога оценщик следует требованиям к проведению оценки в соответствии с положениями федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. № 3274. В отчете об оценке объекта оценки для целей залога оценщик в отдельном разделе должен отразить результаты анализа.

10. Ликвидность ОИС, права на который оцениваются, может быть подтверждена наличием сделок (в том числе по заключению лицензионных договоров) с ОИС, права на который оцениваются, или аналогичными объектами. Дополнительно для оценки объекта в целях залога может быть представлена информация о сделках с компаниями, для которых аналогичные объекты являются бизнесобразующими, и (или) ретроспективные данные в рамках деятельности с использованием ОИС, свидетельствующие о положительной динамике объемов продаж продукции (товаров, работ, услуг) при использовании ОИС, права на который оцениваются, и (или) о высокой вероятности коммерциализации ОИС, права на который оцениваются.

11. Согласование результатов оценки объекта оценки, полученных с использованием различных методов и подходов к оценке, осуществляется в соответствии с требованиями ФСО V.


НМА действующего предприятия (бизнеса), оценка стоимости которых не подпадают под действие ФСО XI

  • бизнесобразующая технология (генерирующая единица);
  • имена доменов, сайты, искусственный интеллект, неидентифицируемые как программы для ЭВМ или базы данных;
  • заголовки СМИ;
  • контрактные права;
  • неконтрактные взаимоотношения;
  • права и привилегии, не относящиеся к интеллектуальным правам;
  • лояльность клиентов;
  • персонал (человеческий капитал, собранная рабочая сила);
  • гудвилл (деловая репутация);
  • цифровые права (виртуальные (цифровые) объекты, большие данные, цифровые произведения и другие прочие цифровые активы, неидентифицируемые как ПрЭВМ или БД)

Приложение № 2

к приказу Минэкономразвития России

от 14 апреля 2022 г. № 200

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ «ВИДЫ СТОИМОСТИ (ФСО II

I. Общие положения

1. Вид стоимости определяется исходя из цели оценки, а также из предпосылок стоимости, представляющих собой исходные условия определения стоимости, формируемые целью оценки.

2. Предпосылки стоимости оказывают влияние на выбор вида стоимости, допущений, исходной информации, подходов и методов оценки и, следовательно, на результат оценки.

II. Предпосылки стоимости

3. Предпосылки стоимости включают следующее:

  1. предполагается сделка с объектом оценки или использование объекта оценки без совершения сделки с ним;
  2. участники сделки или пользователи объекта являются конкретными (идентифицированными) лицами либо неопределенными лицами (гипотетические участники);
  3. дата оценки;
  4. предполагаемым использованием объекта может быть наиболее эффективное использование, текущее использование, иное конкретное использование (в частности, ликвидация);
  5. характер сделки, под которым подразумевается добровольная сделка в типичных условиях или сделка в условиях вынужденной продажи.

4. Предпосылки о предполагаемой сделке с неопределенными лицами (гипотетическими участниками) являются рыночными предпосылками. Предпосылки о конкретных участниках сделки, конкретных пользователях объекта являются нерыночными предпосылками.

5. Для целей оценки дата оценки рассматривается как дата, на которую совершилась бы сделка, или дата, на которую определяются выгоды от использования объекта оценки. Дата оценки влияет на то, какую информацию оценщик принимает во внимание при проведении оценки.

6. Наиболее эффективное использование представляет собой физически возможное, юридически допустимое и финансово обоснованное использование объекта, при котором стоимость объекта будет наибольшей.

Наиболее эффективное использование определяется с точки зрения участников рынка, даже если сторона сделки предусматривает иное использование. При этом предполагается, что текущее использование объекта оценки является его наиболее эффективным использованием, за исключением случаев, когда рыночные или другие факторы указывают, что иное использование объекта оценки участниками рынка привело бы к его наибольшей стоимости. Наиболее эффективное использование объекта может отличаться от его текущего использования, в частности, может представлять собой ликвидацию.

Наиболее эффективное использование объекта, оцениваемого отдельно от других объектов, входящих в комплекс объектов, может отличаться от его наиболее эффективного использования в составе комплекса объектов.

Особенности проведения анализа наиболее эффективного использования при определении стоимости отдельных видов объектов оценки могут быть установлены соответствующими специальными стандартами оценки.

Текущее использование представляет собой фактическое использование объекта на дату оценки.

7. Ликвидация представляет собой прекращение использования объекта как единого целого и распродажа его по частям или утилизация. Ликвидация может проводиться в порядке добровольной продажи или носить характер вынужденной продажи.

8. Добровольная продажа объекта происходит путем типичного способа экспозиции подобных объектов на рынке в типичные рыночные сроки экспозиции, необходимые для поиска заинтересованного покупателя.

9. Вынужденная продажа представляет собой ситуацию, когда продавец вынужден совершить сделку в короткие сроки (меньше рыночного срока экспозиции). При этом условия продажи могут сокращать круг потенциальных покупателей, ограничивать доступную им информацию об объекте и иным образом влиять на цену сделки.

Цена, на которую продавец согласится при вынужденной продаже, отражает его конкретные обстоятельства, а не обстоятельства, характерные для типичного заинтересованного продавца, действующего добровольно в типичных рыночных условиях.

10. Предпосылки стоимости, типичные для каждого из видов стоимости, содержатся в определении данного вида стоимости и раскрыты в настоящем федеральном стандарте оценки.

11. Предпосылки стоимости могут отличаться от обстоятельств фактической сделки или фактического использования объекта. Предпосылкой стоимости может быть гипотетическая сделка, в том числе тогда, когда цель оценки не связана со сделкой.

III. Особенности определения видов стоимости

12. В соответствии с федеральными стандартами оценки определяются следующие виды стоимости:

  1. рыночная стоимость;
  2. равновесная стоимость;
  3. инвестиционная стоимость;
  4. иные виды стоимости, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2021, N 27, ст. 5179) (далее - Федеральный закон).

13. Рыночная стоимость объекта оценки (в соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона) (далее - рыночная стоимость) - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  1. одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  2. стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  3. объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  4. цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  5. платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

14. Рыночная стоимость основана на предпосылках о сделке, совершаемой с объектом на рынке между гипотетическими участниками без влияния факторов вынужденной продажи после выставления объекта в течение рыночного срока экспозиции типичными для подобных объектов способами. Рыночная стоимость отражает потенциал наиболее эффективного использования объекта для участников рынка.

При определении рыночной стоимости не учитываются условия, специфические для конкретных сторон сделки, если они не доступны другим участникам рынка. К таким условиям могут относиться, например, синергии с другими активами, мотивация конкретного стратегического или портфельного инвестора, льготные налоговые или кредитные условия.

15. Равновесная стоимость представляет собой денежную сумму, за которую предположительно состоялся бы обмен объекта между конкретными, хорошо осведомленными и готовыми к сделке сторонами на дату оценки, отражающая интересы этих сторон. Равновесная стоимость, в отличие от рыночной, отражает условия совершения сделки для каждой из сторон, включая преимущества и недостатки, которые каждая из сторон получит в результате сделки. Поэтому при определении равновесной стоимости необходимо учитывать предполагаемое сторонами сделки использование объекта и иные условия, относящиеся к обстоятельствам конкретных сторон сделки.

16. Инвестиционная стоимость (В соответствии с частью пятой статьи 3 Федерального закона) - стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. Инвестиционная стоимость не предполагает совершения сделки с объектом оценки и отражает выгоды от владения объектом. При определении инвестиционной стоимости необходимо учитывать предполагаемое текущим или потенциальным владельцем использование объекта, синергии и предполагаемый полезный эффект от использования объекта оценки, ожидаемую доходность, иные условия, относящиеся к обстоятельствам конкретного владельца.

17. С учетом цели оценки может потребоваться определение рыночной стоимости в предпосылке о текущем использовании, в предпосылке о ликвидации объекта оценки.

18. В предпосылке о ликвидации объекта определяется денежная сумма, которая может быть получена при продаже объекта по частям или его утилизации. При оценке стоимости при ликвидации объекта оценки учитываются расходы на предпродажную подготовку и распродажу его отдельных частей или их утилизацию.

Такая стоимость может быть определена в предпосылке добровольной либо вынужденной продажи частей. Рыночная стоимость в предпосылке о ликвидации предполагает добровольную продажу.

19. Если в соответствии с законодательством требуется определить рыночную стоимость объекта, при этом одна или обе стороны сделки вынуждены ее совершить, то стоимость объекта определяется исходя из рыночных предпосылок. При определении рыночной стоимости объекта не учитывается фактор вынужденности продажи.

20. Для целей оценки, требующих установления цены сделки в предпосылке вынужденной продажи, может быть определена ликвидационная стоимость согласно части четвертой статьи 3 Федерального закона, под которой понимается расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции объекта оценки для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

При определении стоимости в предпосылке о вынужденной продаже необходимо установить конкретные чрезвычайные обстоятельства, вынуждающие продавца продавать объект способом, не соответствующим рыночным, и определить последствия влияния этих обстоятельств на стоимость.

21. Предпосылки о способах использования, отличных от наиболее эффективного, о вынужденной продаже должны быть указаны в задании на оценку и отчете об оценке объекта оценки (далее - отчет об оценке) и соответствовать цели оценки. 22. Если законодательством, нормативными правовыми актами или иными документами, в соответствии с которыми действует заказчик оценки, предусмотрена оценка стоимости, вид которой не определен или отсутствует в пункте 12 настоящего федерального стандарта оценки, должны быть установлены предпосылки, подходящие цели оценки и соответствующие положениям настоящего федерального стандарта оценки. В этом случае в задании на оценку и отчете об оценке должны быть указаны предпосылки, основания для их установления и выбранный вид стоимости.

При этом необходимо учитывать положения статьи 7 Федерального закона о предположении об установлении рыночной стоимости объекта оценки.


Нас рекомендуют:

Связаться с Оценщиком

Подготовка отчета об оценке проводится Оценщиком в кратчайшие сроки.

Предлагаем получить первичную консультацию по телефону:
+7(495) 105-95-30

Организовать подготовку отчета можно удаленно, отправив нам заявку на e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

О компании

Городская оценочная компания более 19 лет оказывает услуги по оценке всех видов собственности для различных целей.
Оценщики компании – это Специалисты с большим опытом по подготовке Отчетов об оценке коммерческой недвижимости, оценке бизнеса и имущественных комплексов.
Дополнительная профессиональная ответственность Оценщика застрахована на сумму 100 млн. рублей.

Руководство и специалисты компании ответственно и внимательно подходят к выполнению поставленной Заказчиком задачи, предоставляя Услуги, мы всегда понимаем обозначенную конечную цель.
Наша команда окажет максимальную поддержку на каждом этапе, для достижения конечной цели.

Оценщики нашей компании являются членами саморегулируемой организации оценщиков, часть их избрана и включена в состав Экспертного совета Ассоциации "Русское общество оценщиков", которое было основано 05 марта 1993 года, и имеет 83 республиканских, краевых и областных региональных отделений по всей территории России.

Мы работаем с пн. по пт. с 09.00 до 19.00

Контакты

Телефон: ☎ +7(495) 105-95-30

Наш адрес: г. Москва, ул. Давыдковская, дом 3

ст. метро "Славянский бульвар"

Свидетельства, рекомендации, аттестаты и полисы:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 апреля 2022 г.

№ 200

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ОЦЕНКИ

Изменения в федеральном стандарте оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)", утвержденном приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № 385:

  1. в пункте 1 слова "федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (далее соответственно - ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3)» заменить словами «федерального стандарта оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200 (далее - ФСО I), федерального стандарта оценки «Виды стоимости (ФСО II)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200 (далее - ФСО II), федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200 (далее - ФСО III), федерального стандарта оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200 (далее - ФСО IV), федерального стандарта оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200 (далее - ФСО V), федерального стандарта оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200 (далее - ФСО VI)";
  2. в абзаце первом пункта 8 слова «ФСО № 1» заменить словами «общих стандартах оценки ФСО I - ФСО VI»;
  3. раздел VIII признать утратившим силу;
  4. в пункте 20 слова «ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3» заменить словами «общих стандартов оценки ФСО I - ФСО VI»
  5. .

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 июня 2015 г. № 385

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОЦЕНКИ "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)"

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43, № 29, ст. 4291; 2014, № 30, ст. 4226) приказываю:

  1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)".
  2. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу приказов Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", от 20 мая 2015 г. № 298 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", от 20 мая 2015 г. № 299 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)".

Министр

А.В. Улюкаев

Утвержден

приказом Минэкономразвития России

от 22 июня 2015 г. № 385

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ "ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ФСО № 11)"

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)" (далее соответственно - ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3), иных федеральных стандартов оценки, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденных Минэкономразвития России, и определяет требования к проведению оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности.

2. Положения настоящего Федерального стандарта оценки распространяются на проведение оценки как отдельных нематериальных активов, так и совокупности нематериальных активов.

3. При проведении оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности для случаев бухгалтерского учета, статистического учета, финансовой отчетности, проверки полноты исчисления и уплаты налогов оценщик должен также соблюдать требования соответствующих нормативных правовых актов.

II. Объекты оценки

4. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки объектами оценки могут выступать нематериальные активы - активы, которые не имеют материально-вещественной формы, проявляют себя своими экономическими свойствами, дают выгоды их собственнику (правообладателю) и генерируют для него доходы (выгоды), в том числе:

  1. исключительные права на интеллектуальную собственность, а также иные права (право следования, право доступа и другие), относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях;
  2. права, составляющие содержание договорных обязательств (договоров, соглашений);
  3. деловая репутация.

III. Общие требования к проведению оценки

5. Для проведения оценки стоимости объекта оценки оценщик осуществляет:

  • анализ рынка объекта оценки и рынка товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых с его использованием, а также других внешних факторов, влияющих на его стоимость;
  • анализ состояния экономического положения в стране, отрасли и регионе, а также иных факторов, влияющих на рынок объекта оценки и рынка продукции (товаров, работ, услуг), производимой и реализуемой с использованием объекта оценки;
  • идентификацию объекта оценки, включая права, привилегии, иные экономические выгоды, связанные с объектом оценки;
  • анализ текущего использования, прогнозных показателей производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) с использованием объекта оценки.

6. Оценщик также при наличии информации осуществляет идентификацию других (не включенных в объект оценки) нематериальных активов, если они входят в состав технологической основы производства и реализации продукции с использованием объекта оценки.

7. Оценщик собирает информацию из различных источников в объеме, достаточном для идентификации объекта оценки. В состав факторов, рассматриваемых в процессе сбора и анализа информации, могут входить:

  • права, привилегии или иные экономические выгоды, связанные с объектом оценки;
  • срок действия исключительного права на интеллектуальную собственность;
  • способность объекта оценки приносить экономические выгоды и источники этих выгод;
  • состояние и перспективы отрасли, где создан и (или) используется объект оценки;
  • лицензионные договоры или договоры об отчуждении исключительного права на интеллектуальную собственность (при их наличии);
  • другие факторы, имеющие непосредственное отношение к объекту оценки.

IV. Задание на оценку

8. Задание на оценку объекта оценки должно содержать следующую дополнительную к указанной в ФСО № 1 информацию:

  • о режиме предоставленной правовой охраны интеллектуальной собственности, включая объем, сроки, территории правовой охраны, наличие ограничений (обременений) в отношении исключительных прав на интеллектуальную собственность;
  • об объеме прав на интеллектуальную собственность, подлежащих оценке;
  • о совокупности объектов (или единой технологии, или сопутствующих активах), в состав которой входит объект оценки.

В задании на оценку могут быть указаны иные сведения, позволяющие однозначно идентифицировать и раскрыть характеристики объекта оценки и провести оценку его стоимости.

9. В задании на оценку могут быть указаны иные расчетные величины, в том числе:

  • расчетная величина лицензионного вознаграждения (далее - роялти);
  • убытки;
  • расчетная величина авторского вознаграждения.

V. Анализ рынка

10. Для определения стоимости объекта оценки оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся создание и использование оцениваемого объекта.Анализ рынка объекта оценки выполняется в следующей последовательности:

  • а) анализ влияния макроэкономических факторов, в том числе тенденций, наметившихся на рынке, в период, предшествующий дате оценки;
  • б) определение и анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект: анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности;анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки;анализ сделок (лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права) с объектом оценки либо объектом-аналогом (при наличии);анализ сделок, связанных с объединением бизнеса, имеющего идентичные или аналогичные нематериальные активы (при наличии);
  • в) анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов. В числе основных факторов, подлежащих анализу, могут быть рассмотрены: тенденция изменения количества объектов, сопоставимых с объектом оценки; тенденция изменения лицензионных договоров; ставки роялти; тенденция импорта и экспорта технологий, аналогичных объекту оценки; иные факторы, влияющие на конкуренцию и ценообразование на рынке технологий или объектов авторского и (или) смежного права, или средств индивидуализации и других объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов;
  • г) основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки, а также рынка продукции (товаров, работ, услуг), производимой и реализуемой с использованием объекта оценки, необходимые для оценки объекта, например, динамика рынка создания и использования объекта оценки и другие выводы.

11. Объем исследований определяется оценщиком самостоятельно.

VI. Подходы к оценке

12. Доходный подход предусматривает дисконтирование денежных потоков (будущих экономических выгод), генерируемых объектом оценки, или капитализацию годового чистого дохода (выгоды, эффект) от объекта оценки, включая доходы от возможного возмездного предоставления другим лицам доступа к экономическим выгодам от использования объекта оценки.

13. При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения:

  • а) оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемые из экономической выгоды, генерируемой объектом оценки. В общем случае выгода может образовываться из экономий на издержках, освобождения от роялти, преимуществ в прибыли, реальных лицензионных платежей, платежей по роялти, избыточного дохода или других выгод;
  • б) период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора. Продолжительность срока полезного использования объекта оценки может быть сокращена исходя из экономической нецелесообразности дальнейшего его использования;
  • в) ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:
  • на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекту оценки объектов;
  • на основе средневзвешенной стоимости капитала организации (бизнеса), использующей объект оценки;
  • кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестицией в объект оценки;
  • г) ставка капитализации может использоваться при применении оценочных коэффициентов, таких как мультипликаторы "цена/прибыль", или при корректировке ставки дисконтирования с целью отражения любого будущего роста денежного потока от использования объекта оценки в постпрогнозном периоде;
  • д) в дополнение к капитализации дохода от использования нематериального актива необходимо учитывать любые доступные для правообладателя объекта оценки налоговые выгоды и преимущества, включая эффекты от амортизации оцениваемого нематериального актива, соответствующие нормам действующего законодательства, и ввести в денежные потоки соответствующие корректировки.

14. Стоимость бизнесобразующих нематериальных активов, которые создают прибыль в комплексе с другими активами бизнеса (например, сложный объект, единая технология, лицензия на осуществление вида деятельности, проекты научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, лицензии на пользование недрами и другие аналогичные нематериальные активы) может оцениваться в составе всего бизнеса на основе избыточной прибыли. Для этого вначале формируется денежный поток от всего бизнеса; устанавливаются экономические ренты (выгоды), приходящиеся на сопутствующие (материальные, финансовые, отдельно идентифицированные нематериальные) активы бизнеса, не входящие в объект оценки; из денежного потока от всего бизнеса вычитаются те доли денежных потоков, которые относятся к сопутствующим активам. Результат представляет собой избыточную прибыль, приписываемую оцениваемому нематериальному активу. Стоимость нематериального актива определяется как приведенная стоимость остаточного денежного потока (избыточной прибыли). Денежный поток, создаваемый оцениваемым нематериальным активом, не может превышать денежного потока от всего бизнеса (использующего эти нематериальные активы) в целом.

15. При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:

  • а) затратный подход к оценке объекта оценки целесообразно применять:при оценке стоимости объектов оценки, созданных самими правообладателями;при недостаточности данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов;
  • б) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность его воссоздания путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;
  • в) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают:затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;экономическая выгода разработчика объекта оценки;
  • г) затраты на разработку объекта оценки могут включать расходы по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, предпринимательскую прибыль в период разработки объекта оценки;
  • д) в случае использования исторических (первоначальных) затрат на создание объекта оценки необходимо будет привести их к текущей дате с помощью наиболее подходящего индекса;
  • е) при определении затрат на воспроизводство объекта оценки оценщик определяет стоимость воссоздания новой точной копии объекта оценки. Затраты в этом случае определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов-разработчиков (при наличии) объекта оценки;
  • ж) при определении затрат на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. В этом случае затраты должны быть определены на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том регионе и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные объекту оценки.

16. При применении сравнительного подхода к оценке объектов оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации:об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку объектов-аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки такая информация доступна;о влиянии ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость.

Определение влияния ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов - расчетных величин, отражающих соотношение между стоимостью объекта-аналога и его ценообразующим параметром при условии доказанной значимости последнего.

В ряде случаев цены предложений объектов-аналогов могут быть обоснованно скорректированы.

Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения:

  • режим предоставленной правовой охраны, включая переданные права и сроки использования интеллектуальной собственности;
  • условия финансирования сделок с нематериальными активами, включая соотношение собственных и заемных средств;
  • изменение цен на нематериальные активы за период с даты совершения сделки с объектом-аналогом до даты проведения оценки;
  • отрасль, в которой были или будут использованы нематериальные активы;
  • территория, на которую распространяется действие предоставляемых (оцениваемых) прав;
  • функциональные, технологические, экономические характеристики выбранных объектов-аналогов, аналогичные соответствующим характеристикам объекта оценки;
  • спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием объекта оценки;
  • срок использования объекта оценки, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды;
  • другие характеристики нематериального актива, влияющие на стоимость.

VII. Особенности оценки деловой репутации

17. Для целей оценки при определении стоимости положительной деловой репутации (гудвилл) определяется любая будущая экономическая выгода, генерируемая бизнесом или активами, которые неотделимы от данного бизнеса или групп активов, входящих в его состав. Примерами таких выгод может быть увеличение эффективности, возникающее в результате объединения бизнесов (снижение операционных затрат и экономии от масштаба, не отраженные в стоимости других активов), организационный капитал (например, выгоды, возникающие благодаря созданной сети или возможности выхода на новые рынки и тому подобное).

18. Стоимость деловой репутации представляет собой сумму, остающуюся после вычитания из стоимости (цены покупки) организации стоимости всех идентифицируемых материальных активов, в том числе денежных, и нематериальных активов, скорректированной с учетом фактических или потенциальных обязательств.

VIII. Согласование результатов оценки

19. Согласование результатов оценки объекта оценки, полученных с использованием различных методов и подходов к оценке, осуществляется в соответствии с требованиями ФСО № 1.

IX. Заключительные положения

20. В случае расхождений между требованиями настоящего Федерального стандарта оценки с требованиями ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3 и других федеральных стандартов оценки, регулирующих оценку отдельных видов объектов оценки, утвержденных Минэкономразвития России, приоритет имеет настоящий Федеральный стандарт.


Нас рекомендуют:

Связаться с Оценщиком

Подготовка отчета об оценке проводится Оценщиком в кратчайшие сроки.

Предлагаем получить первичную консультацию по телефону: +7(495) 105-95-30

Организовать подготовку отчета можно удаленно, отправив нам заявку на e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

О компании

Городская оценочная компания более 18 лет оказывает услуги по оценке всех видов собственности для различных целей.
Оценщики компании – это Специалисты с большим опытом по подготовке Отчетов об оценке коммерческой недвижимости, оценке бизнеса и имущественных комплексов.
Дополнительная профессиональная ответственность Оценщика застрахована на сумму 100 млн. рублей.

Руководство и специалисты компании ответственно и внимательно подходят к выполнению поставленной Заказчиком задачи, предоставляя Услуги, мы всегда понимаем обозначенную конечную цель.
Наша команда окажет максимальную поддержку на каждом этапе, для достижения конечной цели.

Оценщики нашей компании являются членами саморегулируемой организации оценщиков, часть их избрана и включена в состав Экспертного совета Ассоциации "Русское общество оценщиков", которое было основано 05 марта 1993 года, и имеет 83 республиканских, краевых и областных региональных отделений по всей территории России.

Мы работаем с пн. по пт. с 09.00 до 19.00

Контакты

Телефон: ☎ +7(495) 105-95-30

Наш адрес: г. Москва, ул. Давыдковская, дом 3

ст. метро "Славянский бульвар"

Свидетельства, рекомендации, аттестаты и полисы: