Положительные решения комиссии по оспариванию кадастровой стоимости
Оценщики Городской Оценочной Компании с 2014 года успешно помогают нашим Заказчикам снизить кадастровую стоимость объектов недвижимости в комиссиях по оспариванию кадастровой стоимости и в судах.
Положительные решения судов по оспариванию кадастровой стоимости
Наш адрес:
г. Москва, ул. Давыдковская, дом 3 ст. метро "Славянский бульвар" |
Тел.:+7(495) 105-95-30 email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах
Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах
За период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в судах инициировано 6385 споров о величине, внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 11 810 объектов недвижимости. По указанным спорам административными ответчиками являются территориальные органы Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», в том числе филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации, органы государственной власти (органы местного самоуправления), комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданные при территориальных органах Росреестра (далее – Комиссия).
В качестве административного ответчика за указанный период Комиссия привлекалась 182 раза.
В суды c исковыми заявлениями в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее – иски) обращаются как физические и юридические лица, так и органы государственной власти (органы местного самоуправления).
В целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в исках в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации указываются следующие основания:
- установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (5913 исков);
- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (34 иска);
- об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (438 исков).
В результате рассмотрения таких споров требования истцов удовлетворены за указанный период в отношении 2922 иска, не удовлетворены – в отношении 415 исков, на конец рассматриваемого периода находится на рассмотрении 3048 исков.
В результате вынесенных в судебном порядке решений по искам, поступившим в суды в период с 01.01.2017 по 31.07.2017, наблюдается падение суммарной величины кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, по которым были приняты решения, по состоянию на 31.07.2017 приблизительно на 37,3 %:
- суммарная величина кадастровой стоимости до оспаривания составляла около 465,5 млрд. руб.;
- после оспаривания – около 291,8 млрд. руб. после оспаривания – около 291,8 млрд. руб.
Специфика оспаривания кадастровой стоимости в 2017 году
Специфика оспаривания кадастровой стоимости в 2017 году
С 1 января 2017 года установление и оспаривание кадастровой оценки регламентируется как действующими положениями о процедуре оспаривания кадастровой стоимости, так и новым законодательством.
Одним из основных пунктов из изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости является отмена обязательного досудебного урегулирования споров для юридических лиц в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В новом законе № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным как для физических, так и для юридических лиц.
Также изменился перечень документов для обращения в комиссию, он стал меньше. Новый закон устанавливает только три обязательных документа, без которых заявление не будет принято к рассмотрению, а именно:
- 1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- 2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- 3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Следует отметить, что данные нововведения будут применяться только в отношении той государственной кадастровой оценки, которая будет проводиться после 1 января 2017 года.
В новом федеральном законе № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлен переходный период для его применения – до 1 января 2020 года.
На данный момент при оспаривании ныне действующей кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо по-прежнему руководствоваться требованиями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принимается к рассмотрению без приложения следующих документов:
- 1)выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- 2)нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- 3)документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- 4)отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
А юридическим лицам, кроме того, необходимо соблюдать досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Вывод:
Кадастровая стоимость объектов недвижимости в городе Москве определялась до января 2017 года, оценочной компанией (не бюджетной организацией) оспаривание кадастровой стоимости проводится согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Следовательно, оспаривание кадастровой стоимости согласно новому федеральному закону № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» будет проводиться только после того, как кадастровую стоимость объектов недвижимости в городе Москве определят бюджетные организации (предположительно, созданные для этих целей ГУП). В силу того, что кадастровую стоимость объектов недвижимости в городе Москве рассчитывали на 01.01.2016 года, повторная кадастровая стоимость будет определяться не ранее чем в 2018 года для определения базы для расчета налога на имущество, арендного платежа/налога на землю с 01.01.2019 года. |
Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра
Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра
За период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в созданные при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссии) поступило 29 181 заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее – заявления) в отношении 65 532 объектов недвижимости.
Юридическими лицами подано 17 754 заявления, физическими лицами – 11 043 заявления, органами государственной власти – 78 заявлений, органами местного самоуправления – 284 заявления, 22 заявления подано в Комиссии совместно юридическим и физическим лицами.
Из них 1233 заявления подано по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, 27 926 заявлений – по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в 22 заявлениях заявителями основание указано не было.
Вместе с тем Комиссиями к рассмотрению принято 25 139 заявлений в отношении 51 861 объекта недвижимости, отозвано заявителями – 308 заявлений, не принято к рассмотрению – 3626 заявлений. Решения о приеме либо отклонении 108 заявлений Комиссии планируют принять в будущем периоде в связи с тем, что указанные заявления поступили в Комиссии в конце рассматриваемого периода.
Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев заявления подаются в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Споров относительно величины кадастровой стоимости объектов капитального строительства в рассматриваемом периоде значительно меньше. Так, на рассмотрение в Комиссии поступили заявления с информацией о 38 625 земельных участках, и заявления со сведениями о 6257 зданиях, 6924 помещениях, 26 сооружениях, 29 объектах незавершенного строительства.
Из общего числа заявлений, принятых Комиссиями к рассмотрению, за указанный период решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 11 313 заявлений (17 944 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости – в отношении 9640 заявлений (19 029 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости – в отношении 418 заявлений (7614 объектов недвижимости), 872 заявления (2167 объектов недвижимости) были отозваны заявителями до принятия решения Комиссией. Принятие решений в отношении 2896 заявлений (5107 объектов недвижимости) Комиссиями планируется в следующем отчетном периоде.
Суммарная величина кадастровой стоимости до рассмотрения заявлений в Комиссиях составляла 3,125 трлн. руб., после – 3,527 трлн. руб., что свидетельствует о ее снижении на 14,5 %.
Страница 2 из 6